Сайт для тех, кому «только спросить»...

» » Обязаны ли вы платить за разбитую посуду в ресторане?

Обязаны ли вы платить за разбитую посуду в ресторане?


9 июль, 2019 | Фото: Pixabay.com

Говорят, что посуда бьется на счастье. Вот только в кафе или ресторане в первую очередь думаешь не о счастье, а о деньгах, которые с тебя попросят за разбитую посуду. Разбираемся в вопросе: обязаны ли мы платить за разбитый фужер или тарелку в ресторане, и если да, то сколько?

Когда посетитель виноват?

Если вы разбили пепельницу, сломали стул или стол, испортили полы или стены заведения, в которое пришли отдохнуть, то возместить указанный вред вы будете обязаны по полной программе. Особенно в случае, если в ваших действиях будет усмотрена ваша вина. Причем следует иметь в виду, что вина может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. И даже если вы увлеклись беседой и, размахивая руками над столом, опрокинули на пол стакан, то вред будет считаться причиненным по неосторожности. Но это тоже ваша вина. Доводы, что вы сделали это нечаянно, не освободят вас от ответственности за причиненный вред.

В случае же если ваша вина отсутствует (например, когда бокал, стоявший на вашем столике, упал из-за сквозняка), то обязанность возместить такой вред отсутствует.

Кто докажет вину?

Зачастую вопрос наличия или отсутствия вины посетителя в причинении какого-либо ущерба заведению является довольно спорным. Каждая сторона настаивает на своей правоте. В случае если посетитель отказывается возместить причиненный вред в добровольном порядке, заведение вправе обратиться в суд с иском о возмещении причиненного вреда. В суде заведению придется доказать факт причинения посетителем вреда, а посетителю, соответственно, отсутствие своей вины в причинении вреда.

Сколько надо платить за разбитый стакан? 

Еще один вопрос, который зачастую возникает в таких случаях, — размер материального требования, заявляемого в качестве возмещения вреда. В некоторых заведениях можно увидеть надпись, что за разбитую посуду посетитель платит двойную (тройную) стоимость разбитой посуды. Согласно ч. 1 ст. 933 ГК РБ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Это означает, что вред возмещается в размере фактически причиненного ущерба, но не более того.

Требование заведения о возмещении вреда в большем размере не основано на нормах законодательства. В случае если посетитель признает свою вину в причинении вреда, однако не согласен с размером требования, заявляемого заведением, то он может отказаться возмещать вред в указанном размере. В таком случае заведению необходимо будет в судебном порядке подтвердить обоснованность размера заявляемого требования.

Что делать, если требуют деньги за разбитую тарелку? 

В любом случае, если вы что-то разбили, сломали или испортили и не нашли общий язык с администрацией заведения, помните, что заставить вас силой выплатить сумму возмещения вреда никто (в том числе и полиция) не может иначе как по решению суда.

Если вы категорически не согласны с требованиями заведения, то поступайте следующим образом:
 — требуйте Книгу замечаний и предложений, оставляйте в ней запись о случившемся;
 — требуйте от администрации заведения составления акта о порче имущества с указанием его стоимости, в котором обязательно опишите свое видение случившегося, а также доводы и аргументы своей невиновности;
 — заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей случившегося;
 — сообщите администрации заведения, что вы не намерены возмещать вред в добровольном порядке (либо намерены, только если ваша вина будет доказана в судебном порядке).

И если администрация заведения считает нужным, то она может обратиться в суд. Также помните, что вы не обязаны никому предоставлять (кроме сотрудников милиции), а тем более передавать в залог свой паспорт. Если же сотрудники заведения будут препятствовать вам покинуть его, применяя физическую силу, незамедлительно вызывайте наряд милиции.

В описанной выше ситуации важно вести себя корректно и крайне сдержанно, чтобы сотрудники заведения не смогли выдать ваши действия за хулиганские и чтобы к гражданско-правовому конфликту не присоединился административно- либо уголовно-правовой.